Последний проспал ШИ-бум и теперь вынужден увольнять сотрудников, замораживать масштабные проекты и тратить миллиарды, чтобы отыграть потерянное. А Boeing, не оправившись полностью от катастроф 2018-2019 годов, получает новые удары по репутации: отставание от Airbus, авария с оторванным люком аварийного выхода во время полета лайнера, космический кризис, а теперь еще и забастовка работников.
Американские эксперты и медиа убеждены: упадок этих двух ключевых для США корпораций наглядно демонстрирует проблему всей промышленности США. Соединенные Штаты по-прежнему лидируют в передовых разработках, но теряют навыки их производства. Intel и Boeing уже не являются золотым стандартом качества в своих секторах.
Основные причины их проблем – слишком высокая ставка на аутсорсинг и "победа финансовых менеджеров над инженерами". В таких секторах, как авиастроение и полупроводниковая промышленность, даже небольшая ошибка подрядчика может оказаться фатальной.
После назначения в августе 2024 года нового CEO Келли Ортберга и частичного решения космического кризиса казалось, что Boeing наконец начал выходить из пике. Однако новым шоком стала первая за 16 лет забастовка профсоюзов в штате Вашингтон, которая началась 12 сентября. 33 тыс. членов ассоциации машинистов и аэрокосмических работников (IAM) не согласились на условия компании в рамках пересмотра контракта.
Авиаконцерн предложил общее повышение зарплат на 25% в течение следующих четырех лет и бонус 3 тыс. дол за подписание контракта. Хотя лидеры IAM рекомендовали подписать соглашение, чтобы не срывать производственный процесс, работников возмутили такие условия. Они настаивали на первоначальном требовании о повышении зарплаты на 40% и восстановлении пенсионного обеспечения с установленными выплатами.
В итоге 95% членов ассоциации проголосовали против соглашения и еще больше – поддержали забастовку.
"Многие из нас давно этого ожидали. Нам должны платить намного больше за то, что мы делаем. Если руководство Boeing заявляет, что мы лучшие в отрасли, они должны относиться к нам как к лучшим в отрасли. Вы продаете самолеты стоимостью 180 миллионов долларов, а процент стоимости рабочей силы мизерный", – заявил один из забастовщиков Джим Блумер. Он, как и другие, откладывал деньги, чтобы выдержать долгий протест.
"Речь идет о борьбе за наше будущее. Мы вернемся за стол переговоров, чтобы продвигаться вперед в решении вопросов, которые наши члены считают важными", – сказал президент профсоюза IAM Джон Холден.
Позже руководители Boeing сделали новое предложение: повышение зарплаты в течение четырех лет на 35%. Этого также оказалось недостаточно: 64% членов профсоюза проголосовали "против". Забастовка продолжалась. После семи недель переговоров протестующие поддержали последнее предложение руководства, завершив самую дорогую забастовку в США за последние 25 лет. Они начали возвращаться к работе 7 ноября.
Работники компании также получат бонус в 12 тыс. дол., часть которого они смогут внести на пенсионные счета. Однако новое соглашение не восстановило традиционный пенсионный план, как того требовали забастовщики.
"За последние десятилетия и профсоюзные, и непрофсоюзные компании отошли от таких пенсионных планов. Согласно им, пенсионерам ежемесячно выплачивалась бы установленная сумма независимо от того, сколько они прожили или насколько хорошо работают активы пенсионного фонда.
Гнев работников был вызван прежде всего потерей этого пенсионного плана, именно поэтому предыдущие две предложения были отклонены. Это же стало причиной того, что 41% членов профсоюза не поддержал финальное соглашение", – пишет CNN. Лидеры профсоюза обещают и далее бороться за эти выплаты.
С затягиванием переговоров стало очевидно, что Boeing не успевает поставлять самолеты. По оценкам агентства Standard&Poor's, забастовка ежемесячно добавляла почти 1 млрд дол. убытков к финансовым результатам компании.
В результате концерн объявил план по сокращению около 17 тыс. работников (10% штата), привлечению до 25 млрд дол. дополнительных заимствований и продаже акций и долговых обязательств.
Финансовое положение корпорации стало плохим еще после смертельных катастроф 2018-2019 годов. С тех пор компания зафиксировала более 30 млрд дол. убытков, и конца кризиса пока не видно. Даже до забастовки не ожидалось, что концерн вернется к прибыльности в ближайшем будущем: акции упали на 60% за последние пять лет и на более чем 30% – после аварии самолета Alaska Air в начале 2024 года.
Новый удар может навредить экономике США, ведь Boeing – крупнейший экспортер страны. Компания оценивает свой ежегодный вклад в американскую экономику в 79 млрд дол., прямо и косвенно поддерживая 1,6 млн рабочих мест. Также пострадал кредитный рейтинг концерна, который стал близким к статусу "мусорного". Он подразумевает повышенный риск дефолта и, возможно, банкротства.
Однако даже если компания подаст заявление о банкротстве, она не прекратит свою деятельность. Это лишь означает, что Boeing избавится от части непосильных долгов. Множество успешных компаний, в том числе General Motors и большинство национальных авиакомпаний, прошли через это, а затем отчитывались о рекордных прибылях.
К тому же маловероятно, что финансовый кризис уничтожит корпорацию. Boeing и его европейский конкурент Airbus вместе удерживают 90% мирового рынка производства самолетов. Такая дуополия обеспечивает их выживание.
В апреле американский журнал The Atlantic