Практически в каждом инциденте следователи подозревают преднамеренные действия россиян. Последние привычно все отрицают: "А вы попробуйте докажите".
Почему за диверсиями в Балтийском море может стоять Кремль? Существуют ли риски увеличения количества диверсий и как противостоять гибридной агрессии?
С начала большой войны в водах Балтийского моря произошло четыре вопиющих инцидента с критической инфраструктурой стран НАТО и Европейского Союза.
Первый произошел в октябре 2023 года: были разорваны газопровод Baltic Сonnector и кабель передачи данных, которые соединяют Эстонию и Финляндию через Финский залив. Основная версия Национального бюро расследований Финляндии – к этому имеет отношение китайское судно Newnew Polar Bear. Именно его якорь, который затем вытащили с морского дна, причинил повреждения. Этот инцидент до сих пор расследуется.
Тогда чрезвычайную ситуацию списали на случайность, поскольку это был первый такой случай. Однако в ноябре 2024 года все повторилось. Китайское судно Yi Peng 3, которое 15 ноября вышло из российского порта Усть-Луга, перерезало два кабеля связи: между Швецией и Литвой и между Германией и Финляндией.
Следователи шведской полиции считают, что капитан судна, которое тянуло якорь по дну моря более 160 км, мог действовать по указанию российских спецслужб. Также среди экипажа были граждане РФ. "Это насторожило всех в регионе. Нужно отдать должное: Военно-морские силы оперативно задержали судно. Следственные действия продолжаются", – говорит президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар.
Даже в этом случае некоторые называли новый инцидент случайностью. Когда же 25 декабря все повторилось в третий раз, на этот раз с силовым электрокабелем EstLink 2 между Эстонией и Финляндией, все поняли: это не случайность. Ремонт кабеля мощностью 650 МВт будет длиться более семи месяцев – как минимум до конца июля.
Тем не менее и этот случай не был последним. В конце января 2025 года пострадал подводный кабель связи, соединяющий Латвию и Швецию. Кабель был поврежден очередным китайским судном Vezhen, которое тоже вышло из российского порта Усть-Луга.
Судовладелец подтвердил, что именно его танкер виновен в инциденте, однако заверил, что это было сделано непреднамеренно. Мол, один из несколькихтонных якорей упал на дно из-за сильного ветра и задел оптоволокно. Судно задержали и направили в территориальные воды Швеции для расследования.
Множество следственных органов и евросоюзовских политиков высказывали версию о возможной причастности к перечисленным диверсиям России.
"Не нужно сомневаться, кто это сделал. Конечно, расследования продолжатся, это будет долгий процесс. У отдельных людей могут быть сомнения: это умышленная диверсия или случайность? Русские в присущей им манере говорят: "А вы докажите".
Это насторожило многих ответственных лиц в ЕС и НАТО, были проведены консультации. Эти замаскированные действия Кремля можно считать предупреждением странам региона, ЕС и НАТО, что это лишь единичные случаи разрыва коммуникаций, а может быть хуже. Представьте себе, когда такие действия станут массовыми", – говорит Гончар.
Он предполагает, что это может быть специфический вид российско-китайского сотрудничества.
"Я оставляю какой-то процент вероятности, что русские используют китайцев "втемную", потому что ту или иную акцию делает не владелец судна, а люди с экипажа. На этих судах часто работают русские, и не рядовые матросы, а капитаны или старпомы. Поэтому это может быть определенное сотрудничество, где каждый играет свою роль", – добавляет эксперт.
Во время одной из пресс-конференций журналисты задали главе Кремля Владимиру Путину вопрос о возможной причастности Москвы к диверсиям на Балтике, на что российский правитель ответил, что это "чушь собачья".
"Там могли что угодно… Там, технологическая там… Могли зацепить гаком там, я не знаю, там… Мог мог быть землетрясение, бывает редко, но бывает. Какой-то сдвиг там… Я не знаю, пусть расследуют", – оправдывался Путин.
Львиную долю экспорта нефти и нефтепродуктов Россия осуществляет через свои терминалы в Черном и Балтийском морях.
О Черном море с точки зрения экспорта энергоресурсов россияне заботятся меньше, поскольку там у них есть хоть и временами непредсказуемый, но в целом более-менее стабильный союзник – президент Турции Реджеп Эрдоган.
В балтийском же регионе в 2024 году шли разговоры о ограничении российского нефтяного трафика, который начал угрожать окружающей среде. Дело в том, что в последние годы Москва без консультаций нагрузила Балтийское море огромным объемом (до 100 млн тонн в год) нефти и нефтепродуктов, которые являются опасными грузами.
Какие это может иметь последствия, учитывая использование устаревших танкеров без страховки, показал случай с аварией двух судов у Керченского пролива.
"В последнее время на Балтике заговорили о том, что нужно ограничить нефтяной трафик. Тем более, что он идет из страны-агрессора, которая за эти деньги финансирует войну. Именно поэтому Россия начала наступательные действия в балтийском регионе. Она почувствовала, что ее нефтяной империи может настать конец", – считает Гончар.
В Северном море, рядом с Балтийским, плотность подводных критических коммуникаций выше. Особенно учитывая, что за последние десятилетия в зоне мелководья Северного моря появилось много офшорных ветряных парков. Их общая мощность оценивается в 25 ГВт, что эквивалентно 25 блокам АЭС. Для понимания: пиковое потребление Украины в последние годы составляет менее 20 ГВт.
Большое количество силовых кабелей, через которые электричество доставляется с ветряков на берег, проходит по дну Северного моря. Именно поэтому РФ своими диверсиями создает проекцию картинки, что может быть в случае, если балтийские страны введут значительные ограничения для российского нефтяного т