В наши дни мы ежедневно слышим в соцсетях, от правоохранительных органов и СМИ термин "ухылянт". Облавы ТЦК и разоблачение различных схем уклонения от мобилизации, к сожалению, стали привычным делом. Когда эти схемы касаются незаконного вывоза военнообязанных за границу, организаторы и участники таких действий сталкиваются с уголовной ответственностью. По запросу УНН адвокат и заслуженный юрист Украины Владимир Богатырь проанализировал судебную практику последних лет по статье Уголовного кодекса, касающейся ответственности за незаконную переправку лиц через государственную границу.
Преступление, связанное с незаконной переправкой лиц через государственную границу Украины, существует в действующем Уголовном кодексе Украины с момента его принятия в 2001 году. Соответствующая статья 332 претерпела лишь два изменения - в 2011 и 2016 годах, в результате которых были уточнены детали нормы, добавлены квалифицирующие признаки преступления и традиционно усилена ответственность за его совершение.
На сегодняшний день содержание правонарушения, помимо незаконной переправки лиц через государственную границу Украины, включает также организацию процесса, руководство такими действиями или содействие их осуществлению путем советов, указаний, предоставления средств или устранения препятствий. За это кодекс устанавливает безальтернативную ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.
Если преступление было совершено способом, представляющим опасность для жизни или здоровья лица, которое незаконно переправляли через границу, или в отношении нескольких лиц, или повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом с использованием служебного положения, то нарушителям грозит от пяти до семи лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Наиболее строгое наказание предусмотрено за действия, совершенные организованной группой или из корыстных побуждений. Суд может назначить наказание в виде лишения свободы на срок от семи до девяти лет, а также лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и конфисковать имущество.
Как видно, законодатель считает, что в любых обстоятельствах преступник не может избежать тюремного заключения, а должен отбывать наказание. Но как обстоит дело на практике?
Ситуацию с применением ст. 332 УК на практике можно оценить по отчетам о зарегистрированных уголовных правонарушениях и результатах их досудебного расследования, которые ведутся Офисом Генерального прокурора. Эти отчеты обновляются ежемесячно, что позволяет нам иметь актуальную и достаточно подробную статистику о состоянии официальной преступности и качестве работы правоохранительных органов.
Из них видно, что до введения ограничений на выезд военнообязанных за границу в связи с военным положением количество зарегистрированных уголовных производств было довольно низким. Например, в 2019 году было зарегистрировано всего 252 дела в Едином реестре досудебных расследований, а в 2021 году - 327. Очевидно, что эти правонарушения, поскольку мобилизация отсутствовала, не имели отношения к уклонению от военной службы. После начала полномасштабного вторжения, когда граждане, не имея законных оснований, стремились выехать за границу, возник соответствующий теневой рынок предложений, и количество зарегистрированных производств резко возросло: 1225 записей в 2022 году, 2301 - в 2023 году и 2585 - за три квартала 2024 года. То есть официально "рынок" незаконной переправки лиц через границу увеличился в разы! Это можно объяснить только наплывом новых "клиентов" - уклонистов.
Если сравнить зарегистрированные производства и объявленные подозрения, то можно заметить тенденцию к активизации работы правоохранителей. Так, в 2019 году подозрение объявлялось лишь в 29% случаев внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, что свидетельствует о недостаточном интересе правоохранителей к этой работе. Однако в 2023 году этот показатель вырос до 67,2%.
Очевидно, что значительно увеличилось и количество дел, переданных в суд с обвинительным актом. Например, в относительно спокойном 2021 году было передано 53 производства, а за девять месяцев текущего года - 1146. Можно предположить, что к концу года эта цифра превысит 1,5 тыс.
Другими словами, нагрузка на суд по уголовным делам по ст. 332 УК увеличилась в 28 раз, или примерно на 2,7 тыс.%.
О качестве рассмотрения уголовных дел в судах Украины можно судить по данным Единого государственного реестра судебных решений. Хотя этот реестр может не отражать всех приговоров, его записи достаточно, чтобы увидеть общие тенденции.
Так, ЕГРСР содержит 776 записей о приговорах по ст. 332 УК с 2019 года. При этом, если в 2019 году было всего 30 приговоров, то в текущем году в реестр уже внесено 254 приговора. Заметный рост наблюдается, как правило, в 2022 году.
В целом, с момента введения военного положения до настоящего времени было вынесено 648 приговоров по статье 332 УК. Если рассмотреть региональный срез, то ТОП-3 области, в которых больше всего осудили участников нелегальной переправки людей за границу, - это Закарпатская (148 приговоров), Черновицкая (135) и Одесская (116).
Также выделяются Львовская (78), Волынская (37), Винницкая (22), Киев (20) и Ивано-Франковская (19) области. В остальных регионах за период полномасштабного вторжения - 10 и менее приговоров. В шести регионах - вообще ноль приговоров. Это касается, прежде всего, Автономной Республики Крым, Севастополя, Донецкой и Луганской областей, а также Херсонской и Кировоградской областей.
Если сопоставить эти данные с количеством дел, переданных обвинением в суд, можно заметить, что показатель производств, доведенных до конца, значительно снизился. В текущем году правоохранители передали в суд 1146 обвинительных актов, а суды вынесли лишь 254 приговора (часть из которых еще не вступила в законную силу).
Следствием таких договоренностей становятся более мягкие наказания. В 493 приговорах (более 50%) применяется условное освобождение от отбывания наказания с обязанностью периодически являться для регистрации в органах власти. Это свидетельствует о распространенности практики назначения испытательных сроков.
Иными словами, там, где законодатель стремится к тюремному заключению преступника, на практике к нему относятся более мягко и чаще оставляют на свободе.
Такая ситуация, в сочетании с многочисленными случаями разоблачения коррупционеров среди сотрудников МСЭК, ВВК и ТЦК, указывает на то, что общество все больше не воспринимает существующие подходы к правовому регулированию отношений в сфере мобилизационной политики.