четверг05 декабря 2024
mozgy.in.ua

Алексей Баранов, A Development: В Украину будут привозить строителей из Филиппин и Пакистана. Мы обречены на это.

Арсенальная площадь в Киеве на протяжении десятков лет служила транзитной точкой. Люди выходили со станции метро и быстро отправлялись по своим делам. Теперь Арсенальная площадь стала магнитом. Здесь проводят время, посещают рестораны, работают и учатся. Преображение площади – заслуга девелопера Алексея Баранова.
Алексей Баранов, A Development: В Украину будут привозить строителей из Филиппин и Пакистана. Мы обречены на это.

Баранов много лет работал в группе известных бизнесменов Василия Хмельницкого и Андрея Иванова, пока не создал собственную компанию A Development. Однако он по-прежнему полагается на финансовый ресурс бывших работодателей.

Реализация нового амбициозного проекта A Development – жилого комплекса "Ріхерт & Парк" – замедлилась из-за сопротивления активистов. Апогеем противостояния стала петиция на сайте президента Украины с требованием разорвать договор аренды земли с застройщиком и создать национальный парк.

Полной неожиданностью стал положительный ответ Владимира Зеленского на эту петицию: он дал поручение Минкультуры разработать соответствующие документы. Баранова эта реакция удивляет, и он готов отстаивать свою правоту в суде.

Благодаря кому петиция о парке набрала 25 тыс. голосов? Зачем Баранов встречается с членами "молодой команды" Леонида Черновецкого? За что Баранову выписал выговор Николай Азаров?

О Олесе Долгом и работе в правительстве Азарова

— Полгода назад я видел вас с народным депутатом Олесем Долгим на Арсенальной площади. Какова была тема встречи? О чем говорили?

— Олесь – мой товарищ, мы знакомы давно. Просто встретились, у меня нет никаких дел с властью. Я работаю на чистом рынке, не вижу необходимости пересекаться с политиками или чиновниками.

— Давно дружите?

— Наверное, с 2012-2013 годов.

— Долгий был секретарем Киевсовета при Леониде Черновецком и имел отношение к раздаче коммунальных предприятий под застройку и отчуждению земли. Он по-прежнему имеет влияние на решение земельных вопросов в Киеве?

— Этот вопрос не ко мне. Я не работал в Киеве в те времена, когда он был секретарем Киевсовета, и точно не готов обсуждать работу своих друзей.

— Земельные вопросы вы с ним не обсуждаете?

— Конечно, нет.

— Вы выходец из "Киевской инвестиционной группы" Василия Хмельницкого и Андрея Иванова. Сейчас у вас есть собственная компания, но с их компанией UDP вы сотрудничаете по отдельным проектам. На сколько процентов вы бы оценили свою независимость от бывших работодателей?

— На сто процентов. В проектах, где они партнеры, точнее, соинвесторы, я являюсь руководящим партнером, поэтому решения принимаю я. Безусловно, по некоторым вопросам мы советуемся, но бизнес-стратегия и модель – это мои личные решения.

— Вы называете UDP стратегическим инвестиционным партнером. Если перевести на обычный язык, то это те, кто дают деньги на строительство?

— Партнеры нужны в нескольких случаях: когда нужны средства, компетенции или другие возможности партнеров. Мы с UDP в партнерстве по нескольким проектам: военная комендатура на "Арсенале", White Lines, "Ріхерт & Парк" и "Більшовик".

— UDP – это первое место, где вы ищете деньги, или обращаетесь к ним только тогда, когда не находите финансирования в других местах?

— Строительство – очень капиталоемкая отрасль, необходимы большие инвестиции. В проекте я делюсь не только прибылями, но и рисками. Проект может реализовываться семь-восемь лет, поэтому лучше иметь надежного партнера, которому доверяешь.

— Вы работали заместителем министра транспорта Константина Ефименка. В 2010 году Кабмин объявил вам выговор. За что?

— Я работал чиновником два года, мне этого хватило. Хотя это интересный опыт, потому что там включается макроэкономика и мы управляли целой отраслью. Когда мы работали, в Министерстве транспорта было в прямом подчинении 700 тысяч работников – от "Укрзалізниці" до "Укрпошти". Я отвечал за автомобильный транспорт и подготовку к "Евро-2012".

Выговор я получил потому, что было желание отдать терминал E аэропорта "Борисполь" под Duty Free без конкурса. Я выступил против этого, и мне Азаров за это дал выговор.

— Как вам работалось в правительстве Николая Азарова?

— Там было много мощных людей, которые имели опыт управления большими проектами. Если бы не Борис Колесников и глава Нацагентства по подготовке к "Евро-2012" Владимир Ковалевский, никакого "Евро-2012" в Украине не было бы.

Они приняли дела, когда не было начато строительство арены во Львове и аэропорта в Донецке, реконструкция Олимпийского стадиона в Киеве. Эти вопросы были решены на моих глазах очень быстро. Большинство инфраструктурных проектов, которые были реализованы при той власти, до сих пор являются самыми масштабными в Украине.

— Отвечать за подготовку к "Евро-2012" с его бездонными бюджетами – это золотая жила. Вы там заработали капитал на открытие собственного бизнеса?

— Министерство транспорта не имело бюджета на "Евро-2012". Все бюджеты были централизованными и поступали "Дирекции по строительству объектов к "Евро-2012". Дирекция нам не подчинялась вообще, а деньги я заработал в бизнесе.

— С момента оккупации Крыма до августа 2014 года вы жили на полуострове?

— Семья жила там до лета 2014 года, а я работал в Киеве и бывал там время от времени.

— Как выглядела жизнь в оккупированном Крыму?

— Оккупация Крыма – это не оккупация Мариуполя или Донецка. Крым сдавали без боя, без единого выстрела. Там не было работы "зениток", ни один человек не погиб. Юридически это была не оккупация, а аннексия. Я не жил в Крыму под Россией.

"Застройщиков "давит жаба"

— Ваш самый известный проект – это A-Station – реставрация корпусов завода "Арсенал", военной комендатуры и Арсенальной площади. Этот проект хвалят архитекторы, урбанисты и киевляне. Он прибыльный?

— Конечно. Недвижимость в любом случае прибыльна, вопрос в норме прибыли. "Арсенал" стал успешным, потому что мы заложили в него правильные функции.

Арсенальная площадь до реконструкции
ФОТО: avg.world

— То есть не обязательно сносить исторические здания и возводить 25 этажей, чтобы проект был инвестиционно привлекательным?

— Почему Киев пошел путем высоток? Строительство объектов в среднем или премиальном классе стоит дорого. Свободной земли нет, все проекты – это редевелопмент бывших заводов. Купить завод – уже большая инвестиция. Затем – работа с документацией, изменение целевого назначения участка, проект