Баранов много лет работал в группе известных бизнесменов Василия Хмельницкого и Андрея Иванова, пока не создал собственную компанию A Development. Однако он по-прежнему полагается на финансовый ресурс бывших работодателей.
Реализация нового амбициозного проекта A Development – жилого комплекса "Ріхерт & Парк" – замедлилась из-за сопротивления активистов. Апогеем противостояния стала петиция на сайте президента Украины с требованием разорвать договор аренды земли с застройщиком и создать национальный парк.
Полной неожиданностью стал положительный ответ Владимира Зеленского на эту петицию: он дал поручение Минкультуры разработать соответствующие документы. Баранова эта реакция удивляет, и он готов отстаивать свою правоту в суде.
Благодаря кому петиция о парке набрала 25 тыс. голосов? Зачем Баранов встречается с членами "молодой команды" Леонида Черновецкого? За что Баранову выписал выговор Николай Азаров?
— Полгода назад я видел вас с народным депутатом Олесем Долгим на Арсенальной площади. Какова была тема встречи? О чем говорили?
— Олесь – мой товарищ, мы знакомы давно. Просто встретились, у меня нет никаких дел с властью. Я работаю на чистом рынке, не вижу необходимости пересекаться с политиками или чиновниками.
— Давно дружите?
— Наверное, с 2012-2013 годов.
— Долгий был секретарем Киевсовета при Леониде Черновецком и имел отношение к раздаче коммунальных предприятий под застройку и отчуждению земли. Он по-прежнему имеет влияние на решение земельных вопросов в Киеве?
— Этот вопрос не ко мне. Я не работал в Киеве в те времена, когда он был секретарем Киевсовета, и точно не готов обсуждать работу своих друзей.
— Земельные вопросы вы с ним не обсуждаете?
— Конечно, нет.
— Вы выходец из "Киевской инвестиционной группы" Василия Хмельницкого и Андрея Иванова. Сейчас у вас есть собственная компания, но с их компанией UDP вы сотрудничаете по отдельным проектам. На сколько процентов вы бы оценили свою независимость от бывших работодателей?
— На сто процентов. В проектах, где они партнеры, точнее, соинвесторы, я являюсь руководящим партнером, поэтому решения принимаю я. Безусловно, по некоторым вопросам мы советуемся, но бизнес-стратегия и модель – это мои личные решения.
— Вы называете UDP стратегическим инвестиционным партнером. Если перевести на обычный язык, то это те, кто дают деньги на строительство?
— Партнеры нужны в нескольких случаях: когда нужны средства, компетенции или другие возможности партнеров. Мы с UDP в партнерстве по нескольким проектам: военная комендатура на "Арсенале", White Lines, "Ріхерт & Парк" и "Більшовик".
— UDP – это первое место, где вы ищете деньги, или обращаетесь к ним только тогда, когда не находите финансирования в других местах?
— Строительство – очень капиталоемкая отрасль, необходимы большие инвестиции. В проекте я делюсь не только прибылями, но и рисками. Проект может реализовываться семь-восемь лет, поэтому лучше иметь надежного партнера, которому доверяешь.
— Вы работали заместителем министра транспорта Константина Ефименка. В 2010 году Кабмин объявил вам выговор. За что?
— Я работал чиновником два года, мне этого хватило. Хотя это интересный опыт, потому что там включается макроэкономика и мы управляли целой отраслью. Когда мы работали, в Министерстве транспорта было в прямом подчинении 700 тысяч работников – от "Укрзалізниці" до "Укрпошти". Я отвечал за автомобильный транспорт и подготовку к "Евро-2012".
Выговор я получил потому, что было желание отдать терминал E аэропорта "Борисполь" под Duty Free без конкурса. Я выступил против этого, и мне Азаров за это дал выговор.
— Как вам работалось в правительстве Николая Азарова?
— Там было много мощных людей, которые имели опыт управления большими проектами. Если бы не Борис Колесников и глава Нацагентства по подготовке к "Евро-2012" Владимир Ковалевский, никакого "Евро-2012" в Украине не было бы.
Они приняли дела, когда не было начато строительство арены во Львове и аэропорта в Донецке, реконструкция Олимпийского стадиона в Киеве. Эти вопросы были решены на моих глазах очень быстро. Большинство инфраструктурных проектов, которые были реализованы при той власти, до сих пор являются самыми масштабными в Украине.
— Отвечать за подготовку к "Евро-2012" с его бездонными бюджетами – это золотая жила. Вы там заработали капитал на открытие собственного бизнеса?
— Министерство транспорта не имело бюджета на "Евро-2012". Все бюджеты были централизованными и поступали "Дирекции по строительству объектов к "Евро-2012". Дирекция нам не подчинялась вообще, а деньги я заработал в бизнесе.
— С момента оккупации Крыма до августа 2014 года вы жили на полуострове?
— Семья жила там до лета 2014 года, а я работал в Киеве и бывал там время от времени.
— Как выглядела жизнь в оккупированном Крыму?
— Оккупация Крыма – это не оккупация Мариуполя или Донецка. Крым сдавали без боя, без единого выстрела. Там не было работы "зениток", ни один человек не погиб. Юридически это была не оккупация, а аннексия. Я не жил в Крыму под Россией.
— Ваш самый известный проект – это A-Station – реставрация корпусов завода "Арсенал", военной комендатуры и Арсенальной площади. Этот проект хвалят архитекторы, урбанисты и киевляне. Он прибыльный?
— Конечно. Недвижимость в любом случае прибыльна, вопрос в норме прибыли. "Арсенал" стал успешным, потому что мы заложили в него правильные функции.
— То есть не обязательно сносить исторические здания и возводить 25 этажей, чтобы проект был инвестиционно привлекательным?
— Почему Киев пошел путем высоток? Строительство объектов в среднем или премиальном классе стоит дорого. Свободной земли нет, все проекты – это редевелопмент бывших заводов. Купить завод – уже большая инвестиция. Затем – работа с документацией, изменение целевого назначения участка, проект