Своим развитием украинское кино обязано прежде всего государственному финансированию. Плановые расходы бюджета на финансирование Государственного агентства по вопросам кино с 2015 года по 2021 год увеличились почти в четыре раза – с 176 млн грн до 665 млн грн.
Однако после начала масштабной войны власти резко сократили расходы на это направление. Согласно уточненному государственному бюджету на 2022 год, затраты на кино должны были составить 150 млн грн, однако удалось использовать лишь 62 млн грн.
В 2024 году поддержка украинского кино должна была вернуться к довоенным показателям и даже превысить уровень 2021 года. Тем не менее, за два месяца до его завершения Госкино смогло израсходовать лишь четверть от запланированного.
С 2022 года Госкино критиковали за некачественное управление. После начала масштабной войны ведомство отказалось от практики питчинга – прозрачного способа распределения бюджетных средств между фильмами. Это решение они объяснили "условиями военного положения".
Кроме того, Совет по государственной поддержке кинематографии (РПК) – орган при Госкино, который определяет, какие фильмы получат финансирование, – отказывался проводить перевыборы своего состава. Это должно происходить каждые два года и в очередной раз должно было состояться в марте 2023 года. Причина та же: война.
Все это возмутило кинематографистов. Они обвинили Госкино в непрозрачности и нелегитимности. Еще в январе 2024 года Союз кинематографистов и ряд культурных деятелей подписали письмо с призывом изменить руководство Госкино и состав РПК, а выделенные для поддержки кинематографа средства направить на ВСУ.
"Основная проблема – это ихний тотальный страх работать прозрачно. Совет по поддержке кинематографии после полномасштабного вторжения потерял связь с реальностью. Все решения принимались за закрытыми дверями, без трансляции и публичности, общественность просто получала протоколы", – отмечает продюсер Андрей Котляр, один из подписантов того письма.
7 марта 2023 года Кабмин продлил срок полномочий членов РПК во главе с бывшим бизнес-партнером главы Офиса президента Андрея Ермака Артемом Колюбаевым. После этого Госкино решило восстановить практику питчингов. Однако после иска Национального союза кинематографистов суд признал состав РПК нелегитимным, поэтому распределить заложенные в бюджете средства на поддержку отрасли не удалось.
Лишь летом Госкино переизбрало членов РПК. Ее новым руководителем в конце октября стал экс-директор Одесской киностудии Андрей Осипов.
До сентября 2024 года годовой план расходов Госкино был выполнен лишь на 25%: из заложенных почти 666 млн грн использовали 172 млн грн. Невостребованные почти 500 млн грн вновь избранная РПК планирует 19 ноября распределить между 96 проектами. Хотя в совете предупреждают: деньги получат не все.
В будущем ситуация станет хуже. Дело в том, что в 2025 году финансирование Госкино планируют сократить на 70% до 204 млн грн. По словам нового руководителя РПК, такое падение угрожает украинскому кинорынку застоем. "Заявка на необходимый объем финансирования была озвучена, и ее существенное сокращение – это опасная ситуация, которая приведет к затяжной кризису на годы", – предупредил Осипов.
Дело в том, что в настоящее время в прокате представлены проекты, которые в основном начали реализовывать в 2018-2021 годах. Успешные фильмы, которые демонстрировались в 2022-2024 годах, до начала масштабной войны находились на завершающем этапе производства. Это и позволило заполнить рынок качественным продуктом "по инерции".
Тем не менее, по словам Осипова, этот эффект закончится в 2026-2027 годах, если государственное финансирование резко сократится. Такая ситуация может также угрожать потерей кадров. "Украинский рынок только начинает свое развитие, а успешные украинские режиссеры, сценаристы и продюсеры за последние четыре года только сняли свой первый фильм", – говорит продюсер фильма "Люксембург, Люксембург" Владимир Яценко.
"Как автор, я была бы готова отдать свой проект другой стране, если она его профинансирует. Тогда это будет фильм другой страны с украинской режиссеркой", – подчеркивает продюсер фильма "Ля Палісіада" Валерия Сочивець, который будет представлять Украину на премии "Оскар" в 2025 году.
В бюджетном комитете Верховной Рады говорят, что сокращение финансирования Госкино происходит из-за низкого уровня использования средств в 2024 году. Художники и Госкино обвиняют друг друга.
Последние считают, что финансирование могли сократить из-за действий подписантов упомянутого письма. "Внутри нашего сообщества есть люди, которые говорят, что выделение средств Госкино нужно отменить. Выглядит так, что часть кинематографистов не может победить в конкурсе и в ответ проявляет недобросовестную конкуренцию. Такая критика привела к тому, что парламентарии решили сократить финансирование", – говорит Осипов.
Слова о конфликте среди кинематографистов не безосновательны. Однако он выглядит не как спор между производителями, а как их объединение против Госкино. Так, немало игроков рынка отказались от участия в 19-м конкурсе по распределению государственных средств на кинопроекты. Опрошенные ЕП продюсеры поддержали бойкот питчинга.
"Что происходит с конкурсом, который все сильные игроки игнорируют? Какие фильмы будут сняты? Для меня это очевидно. Зритель привык к качественному украинскому кино, а его захлестнет новая волна мусора", – говорит Яценко.
Снимать кино в Украине – дело убыточное, поскольку отечественная лента с малой вероятностью окупится в прокате. Даже самые кассовые проекты в кинотеатрах покрывают лишь часть затрат на производство. Например, "Мавка" с бюджетом более 180 млн грн собрала в кинотеатрах 156 млн грн. Один из самых дорогих фильмов в истории страны "Довбуш", на который потратили около 120 млн грн, собрал лишь половину от этой суммы.
Стоимость производства полнометражного фильма зависит от жанра, финансовых целей и стратегии. Укра