В США популярны соревнования "монстромобилей". На одном из таких мероприятий участники должны были проехать через длинное болото. Трасса оказалась особенно сложной, и ни одна из машин не смогла преодолеть её даже наполовину.
И тут на трек вышел человек на необычном квадратном внедорожнике с огромными колесами. Он легко преодолел всю дистанцию, а на обратном пути остановился посреди болота, чтобы подвезти к финишу одну из зрительниц.
Этот смелый водитель управлял украинским вездеходом SHERP, а видео с этих соревнований набрало 50 миллионов просмотров на YouTube.
Украинские автомобили стали настоящими звездами в Северной Америке. Их показывали на автомобильном шоу Top Gear, эти вездеходы использовал в своем видео самый популярный блогер США Mr Beast, их взяли на съемки нового фильма Уилла Смита, а рэпер Канье Уэст приобрел сразу 17 "шерпов" для своей коллекции и съемок в клипах.
SHERP предназначены не только для развлечений богатых, но и для экспедиций, ремонта инфраструктуры в труднодоступных районах, тушения пожаров, спасения людей и другого. Эти машины заказывают специальные службы по всему миру, включая украинские. Их приобретают для гуманитарных миссий ООН и патрулирования границ.
На сегодняшний день украинские вездеходы экспортируются в 100 стран мира. Компания имеет сборочные цеха в Турции и Индии, но главный завод, конструкторское бюро и производство компонентов остаются в Украине. Машина на 81% состоит из отечественных компонентов, большинство из которых компания производит самостоятельно.
Иностранцы в социальных сетях до недавнего времени воспринимали украинские "Шерпы" как российские. Дело в том, что эта машина имеет глубокие российско-украинские корни.
Один из владельцев компании, украинский бизнесмен Владимир Школьник (входит в 100 богатейших людей Украины по версии Forbes), ещё в 2012 году купил разработку вездехода у российского инженера, а затем значительно модифицировал её в конструкторском бюро в Киеве.
Школьник со своим бизнес-партнером Сергеем Самохваловым одновременно владели заводами как в Украине, так и в РФ. Заболоченный и лесистый рынок страны-агрессора был коммерчески привлекательным, поэтому со своим российским заводом партнеры не расставались до 2021 года. В комментарии ЭП Самохвалов признаёт, что уходить с российского рынка нужно было значительно раньше.
Только после начала полномасштабной войны киевская компания окончательно отозвала из России лицензии на производство. С этого момента началась уже сугубо украинская история SHERP.
Вездеходы SHERP производит компания "Квадро Интернешнл" на своём заводе в Киеве. Единственные импортные агрегаты в "Шерпе" - это двигатель и коробка передач от Renault и Doosan. Остальные компоненты завод изготавливает самостоятельно почти с нуля.
Ржавые металлические болванки сначала проходят химический контроль качества на соответствие марки. Далее их нарезают, прессуют, выгибают, точат, шлифуют, сваривают и превращают в новенькие блестящие автомобильные комплектующие, которые поставляют на этот же завод или экспортируют в сборочные цеха в Индии и Турции.
Большие колеса - "фишка" этой машины, которая делает её такой проходимой. Диски для них тоже изготавливают в одном из цехов, а специальные "плавучие" шины с ребристым рельефом производит подрядчик из Белой Церкви.
Вездеход оснащён системой подкачки шин, которая позволяет в любой момент их спускать и увеличивать площадь контакта с поверхностью. Также машина может под давлением перекачивать воздух с одного колеса на другое, благодаря чему при прохождении тяжёлых препятствий происходит амортизация и увеличивается проходимость.
В основе конструкции машины фактически лежит лодка, ведь "Шерп" должен уметь плавать. Когда вездеход заезжает в воду, он продолжает двигаться со скоростью 6 км/ч. Капсула полностью герметична, но на случай аварийных ситуаций предусмотрена система откачки воды.
Расход топлива измеряется в часах. Машина потребляет 5-6 литров дизеля в час, а общая вместимость бака - 315 литров. Следовательно, максимальный запас хода - более 55 часов непрерывной езды.
Украинский завод производит около 20 машин в месяц. Каждая проходит испытания на заболоченной и лесистой местности возле реки Днепр.
Компания постоянно работает над автоматизацией производства, чтобы сохранить повторяемость деталей и сократить количество ручного труда. За последние несколько лет удалось модернизировать до 40% станков.
Производитель прошёл этап, когда продавал лишь один универсальный продукт, и для расширения круга заказчиков создает различные нишевые модификации машины под потребности клиентов.
Например, пожарный "Шерп" имеет системы подачи воды, охлаждения шин, экстренной связи, прицеп для инструментов, реанимационный - дополнительные аккумуляторы внутри и увеличенное пространство в салоне, The Ark 3400 - шестиколесный прицеп для размещения цистерн, грузов, пассажиров, спальных мест или медицинского модуля.
Сейчас конструкторское бюро продолжает разработки. Среди новых моделей - вездеход с электродвигателем, шестью колесами, рулем, повышенным комфортом, платформа на радиоуправлении и другие.
Первый прототип вездехода изготовил российский инженер Алексей Гарагашьян, с которым были знакомы украинские бизнесмены Владимир Школьник и Сергей Самохвалов. Машина называлась "Чебуратор".
"Это был такой мусорный бачок на четырех колесах. Выглядел он не очень внушительно, и мы его какое-то время даже не эксплуатировали. (...) Вездеход всё время ломался, но то, как он ехал, перевернуло наше представление о проходимости", - вспоминал в комментарии BBC один из владельцев компании Сергей Самохвалов.
В 2012 году Школьник, который сам увлекался экспедициями на вездеходах, увидел в этой разработке коммерческий потенциал и выкупил технологию у Гарагашьян. До состояния готового продукта её доводили уже в конструкторском бюро в Киеве. Поэтому именно в Украине "Чебуратор" и превратился в "Шерп". Сам российский конструктор переезжать в Киев отказался.
"Какое-то время мы сотрудничали с Гарагашьян, но несколько лет назад наши пути разош