В 2023 году православная церковь Украины утвердила переход на новоюлианский календарь. Это решение стало историческим, так как на протяжении нескольких столетий украинская церковь использовала юлианское летоисчисление, которое было одним из элементов российской традиции.
Новоюлианский календарь практически полностью совпадает с григорианским. Последний является общепринятым стандартом для большинства стран мира и также используется в римско-католических церквах. В частности, это означало, что теперь украинцы будут отмечать Рождество 25 декабря, а не 7 января вместе с верующими РПЦ.
Насколько быстро наша страна приняла эти изменения? Данные от Google Trends показывают, что для этого не потребовалось много лет. Фактически это произошло мгновенно. Если раньше основной пик поиска темы "Рождество" (независимо от языка) приходился на первую неделю января, то в конце 2023 года (и соответственно 2024-го) он пришелся на последнюю неделю декабря.
Поисковые запросы, как показывают данные, неразрывно связаны с самой событиями (поиск в летние месяцы, например, составляет менее 1% от зимних максимумов).
Тем не менее, причины этого не совсем ясны. Например, пользователи могут искать даты, связанные с выходными или днями в календаре. Ведь вместе с церковью новый календарь признало и государство. Президент Владимир Зеленский подписал указ о переносе празднования Рождества в Украине с 7 января на 25 декабря.
То, что сдвиг поисковых интересов не является сугубо формалистским, а прямо связан с разрывом культурно-церковных традиций с Москвой, подтверждают данные о том, кому украинцы отдают предпочтение – Деду Морозу или Святому Николаю.
На графике ниже видно, что во время президентства Виктора Ющенко доля Святого Николая среди поисковых запросов украинцев была выше, чем во время президентства Януковича. Последние десять лет этот поисковый запрос (как и русскоязычный аналог "Святой Николай") постепенно рос, пока в 2022 году не стал доминирующим, а в этом году – превысил 70%.
Как и с музыкальными предпочтениями, Киев, как мультикультурная столица, находится посередине этой условной пирамиды. Около 50% запросов за последний год касались Николая, треть – Деда Мороза и пятая часть – Санта-Клауса.
В то время как большинство городов на западе достигли пика, отдавая все 100% запросов в пользу "Святого Николая", в многих местах все еще есть потенциал для изменений.
В частности, в Харькове, Одессе, Днепре, Запорожье большинство запросов все еще собирает Дед Мороз.
Что и как ищут украинцы в интернете – вопрос не только интереса. Большая часть запросов имеет коммерческий характер, в частности, потенциальные потребители ищут сладости или праздничные элементы декора. Поисковое поведение с новогодней тематикой повторяет общий тренд в интернет-коммерции.
В свежем отчете маркетингового агентства Promodo отмечено, что в 2024 году доля поисковых запросов на украинском языке в Google превысила отметку 30%. Ожидается, что в 2025 году эта цифра достигнет 40%.
Общий тренд: все ниши демонстрируют рост запросов на украинском, средний рост – 5% в год: новости – более 50% запросов пользователи вводят на украинском языке; электроника – доля запросов на государственном языке выросла на треть, достигнув 20% (против 8% в 2021 году); детские товары – категория на 49% и достигла более 50% запросов на украинском.
Таким образом, бизнесу следует учитывать это, когда они строят свои маркетинговые стратегии, так же как и тот факт, что русский язык постепенно исчезает из поисковых привычек украинцев. Это напрямую влияет на то, как они должны общаться с потенциальными потребителями и продвигать свои продукты.