На протяжении многих десятилетий Олимпийские игры ассоциировались с огромными расходами, раздутыми бюджетами и брошенными новыми сооружениями. Поэтому Международный олимпийский комитет (МОК) при выборе стран-хозяев Игр стал отдавать предпочтение финансово устойчивым государствам с готовой инфраструктурой.
Первым мероприятием, которое прошло по новым критериям отбора, стала летняя Олимпиада-2024 в Париже. Тем не менее, французы также значительно превысили первоначальный бюджет, хотя использовали временные площадки и знаменитые арены.
Италия, принимающая зимнюю Олимпиаду 2026 года, за пять лет подготовки тоже превысила стартовые расходы. На данный момент затраты составляют 5,7 млрд евро, хотя итальянцы также решили частично задействовать существующую инфраструктуру.
Церемония открытия пройдет на миланском стадионе San Siro, а закрытие Игр-2026 состоится на арене в Вероне. Соревнования по лыжным видам спорта и биатлону будут проведены на аренах в Валь-ди-Фьемме и Антерсельве, которые уже не раз принимали чемпионаты мира.
Тем не менее, с новыми объектами возникли серьезные проблемы: санно-бобслейная трасса в Кортине и хоккейная арена в Милане не готовы, хотя до старта осталось всего 13 месяцев. Местные СМИ, не стесняясь в выражениях, называют это управленческим провалом.
Почему Италия оказалась в такой ситуации за год до открытия Игр? Успеют ли города-хозяева завершить все объекты вовремя и есть ли у МОК план Б?
В 2018-2019 годах, когда итальянцы боролись за право провести Игры, компактность объектов и опыт в организации соревнований сыграли в их пользу. Олимпийские игры в Милане и Кортина-д'Ампеццо станут для страны четвертыми после Рима (1960, летние Игры), Турина (2006, зимние) и Кортина-д'Ампеццо (1956, зимние).
В Швеции, которая была главным конкурентом Италии, летняя Олимпиада проходила всего один раз - в 1912 году. Более того, итальянцы считали наличием санно-бобслейной трассы своим преимуществом. Шведы же предлагали использовать трек в Латвии.
По иронии судьбы, этот аргумент стал для итальянцев серьезной проблемой. Оказалось, что трасса в Кортине, построенная 100 лет назад, уже много лет не функционирует. В начале 1980-х годов там снимали сцены для фильма о Джеймсе Бонде "Только для твоих глаз", но сейчас объект находится в аварийном состоянии.
Изначально итальянское правительство выделило на реконструкцию объекта 50 млн евро, но затем выяснилось, что стоимость работ должна быть как минимум вдвое больше. Из-за этого согласование нового бюджета и объявление тендера затянулись.
"Мы объявили тендер на строительство санно-бобслейного центра, но ни одна компания не откликнулась. Поэтому сейчас ищем альтернативные варианты", - признавал руководитель оргкомитета Игр-2026 Джованни Малаго.
В 2023 году он сообщил, что новую трассу не будут строить из-за высокой стоимости, и рассматривают возможность проведения соревнований по бобслею, санному спорту и скелетону в Австрии или Швейцарии. Наилучшим вариантом был назван австрийский Инсбрук - город, который уже принимал Игры в 1964 и 1976 годах, и предложил свои услуги.
Стремление итальянцев экономить вполне оправдано. Еще в 2020 году исследователи Оксфордского университета подсчитали, что Олимпиада - это слишком дорогое удовольствие. Средние расходы, связанные со спортом, достигают 12 млрд долларов, а не связанные с ним - в несколько раз больше. По их данным, среднее превышение бюджета летних Игр обычно составляет 213%, зимних - 142%.
Так и произошло с Играми-2026. В 2019 году бюджет соревнований составлял 1,3 млрд евро, а к маю 2024 года вырос вчетверо до 5,7 млрд евро. На фоне проблем с новой бобслейной трассой министр экономики Италии Джанкарло Джорджетти начал бить тревогу. "Осталось два года, время идет ужасно быстро, поэтому почти невозможно придерживаться графика", - говорил он в феврале 2024 года.
Джорджетти признал, что "начинает сожалеть" о своей поддержке заявки Италии на Олимпиаду-2026, но позже уточнил, что это была шутка. В феврале 2024 года правительство заключило соглашение о строительстве раздвижного трека в Кортини за 80 млн евро. Строительные работы стартовали менее чем за два года до начала Игр.
Такой поворот событий обусловлен не только чувством национальной гордости, но и серьезной критикой в адрес правительства Джорджи Мелони. Репутационные риски стать правительством, которое не смогло провести Олимпиаду полностью на своей территории, оказались слишком высокими, поэтому деньги все же нашли.
Трассу длиной 1 445 м с системой охлаждения обязалась построить одна из ведущих строительных компаний Италии Impresa Pizzarotti. Работы должны быть завершены до марта 2025 года, тогда же комиссия МОК будет сертифицировать объект.
Это беспрецедентные сроки для проекта такого уровня, поэтому в ходе его реализации решили отказаться от ряда вспомогательных локаций, в частности автостоянки и площадок для общественного питания.
Темпы строительства замедляли протесты в Милане и Кортине. Люди беспокоятся, что объект негативно скажется на природе и повысит стоимость проживания в этих городах. "Горы - это не парк развлечений", - скандировали протестующие.
Разочарованный