То, что БПЛА обеспечивают преимущество на поле боя, стало очевидно еще в начале большой войны. С 2023 года началось массовое производство fpv-дронов "на кухнях". По крайней мере, так об этом говорил министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
Может ли действительно любой человек изготовить дрон едва ли не на собственной кухне? ЭП решила это проверить, посетив волонтеров из сообщества Social Drone, которые собирают, тестируют и передают их военным.
В Social Drone подчеркивают, что собрать дрон может каждый. Поэтому после опыта работы в McDonald’s, Glovo, "Укрпочте", "Укрзалізниці", секс-шопе и ряде других мест ЭП возвращается к рубрике "На собственном опыте", но уже в новых реалиях. На этот раз – собирает fpv-дрон и проверяет, действительно ли это под силу любому.
"Первое, что нужно сделать, – это собрать раму", – говорит волонтер Social Drones Сергей. В будние дни он собирает дроны, на выходных – тестирует, а в этот день – учит меня.
С утверждением "собрать раму" я согласна во всех смыслах, потому что это задание как раз для утра воскресенья. Уже на собранный каркас ставятся двигатели, электроника и другие компоненты.
Хотя эта работа и медитативная (особенно подрезать провода), однако на распаковку деталей и другие подготовительные процессы может уйти немало времени. Поэтому опытные мастера привыкли делать либо несколько дронов одновременно, либо с коллегами параллельно выполнять разные задачи: кому-то лучше удается крутить винты, а кому-то – паять.
Судя по отзывам Сергея, я отношусь к первым. Думаю, что это благодаря автоматической отвертке, которую мне выдали. Она похожа на стоматологический аппарат и звучит примерно так же. Хотя до конца ей не получится все закрутить, но работа она существенно упрощает.
В своей повседневной жизни я только-только смирилась с мыслью, что отвертка может выглядеть как одна палочка с множеством насадок. Однако, как оказалось, все уже автоматизировано и может крутить само.
Отношения с пайкой складываются хуже. Сначала мне дают бракованную плату, чтобы "набить руку" и ничего не испортить. Однако, по словам Сергея, каждая следующая "пулька", которую я делаю из олова, получается все лучше. Думаю, если собрать с десяток дронов, то можно достичь идеала. Может, это прозвучит как каламбур, но пайка расслабляет, как любой другой медитативный процесс. Хотя этот еще приносит много пользы.
Во время пайки на плате остаются свободные места, ведь модифицировать и улучшать дрон можно бесконечно, объясняет мой учитель. Например, туда можно припаять GPS-навигатор, "бипер", чтобы дрон можно было легче найти, и даже LED-подсветку или пятый двигатель. Правда, нам это не нужно: чтобы дрон выполнил свою функцию, хватит камеры и имеющихся двигателей.
Следующий шаг – "прошивка" дрона. Еще на этапе пайки я поняла, почему обычно этим занимаются инженеры и разработчики, но на этапе подключения дрона к ноутбуку и загрузки программного обеспечения это стало еще более очевидным. Мы проверяем, издает ли дрон корректные звуки, вращаются ли двигатели в правильном направлении и остальные нюансы, о которых рассказывает Сергей. После этого наконец можно прикручивать пропеллеры.
Обычно на сборку первого дрона советуют выделять около пяти часов. Мы справляемся за два благодаря Сергею и всем приложениям, которые упрощают жизнь, таким как упомянутая отвертка.
Все инструкции – и в текстовом, и в видео-формате – уже созданы. Если у кого-то возникают вопросы, то их можно задать в чате и получить ответ. Инструкции и доступ к чату можно получить после регистрации в сообществе и прохождения "фейс-контроля". Весь набор выглядит как Lego, но для очень взрослых. Поэтому не удивительно, что сборка дрона чем-то напоминает детство. Возможно, с этим действительно может справиться любой?
Базовый набор инструментов для сборки дрона можно приобрести за 5 тыс. грн. Дальше его можно улучшать бесконечно. Компоненты для самой распространенной версии – 7-дюймового дрона – стоят около 7 тыс. грн.
Если бы я собирала этот дрон у себя на кухне, а не на базе Social Drone, то он бы пришел на тестирование почтой. В моем случае я принесла его на первый этаж самостоятельно. Путь любого другого дрона начинается с коробки, из которой его распаковывают и отправляют на первый этап – "докрутка".
Здесь опытные мастера проверяют, все ли правильно спаяно, все ли винтики докручены, крутятся ли двигатели в правильном направлении и все ли в порядке с антенной. Как несложно догадаться из названия, при необходимости все докручивают. Другими словами, на этом этапе дрон готовят к тестовому полету.
После этого дронов относят в специальную комнату, откуда их забирают на второй этап – облеты.
На специальной площадке есть два режима. Первый – проверить, летит ли дрон вообще. Если с этим все в порядке, то пилоты переходят в режим "дать дрону проср*ться". Они объясняют, что условия на фронте очень разные, поэтому их задача – проверить, готов ли дрон ко всему. Наиболее частые проблемы связаны с настройкой двигателей, с передатчиками или с тем, что что-то неправильно припаяли.
На поле для тестов есть разные ворота, которые чем-то напоминают поле для квиддича. Однако меня заверили, что у всех пилотов есть правило: тестирование дронов – не место для получения удовольствия, а место для работы. Поэтому гонок или других развлекательных мероприятий здесь не устраивают.
Ранее протестировать даже три дрона за выходные казалось сложной задачей, рассказывает Анна, маркетолог в повседневной жизни и волонтер Social Drone. Сейчас за субботу-воскресенье тестируют 400-600 БПЛА. Хотя на облетах может быть до пяти пар пилотов, с такими объемами работы не до веселий.
Единственные