воскресенье09 марта 2025
mozgy.in.ua

На собственном опыте: мой путь работы в такси.

Журналист из ЭП провел шесть дней, работая таксистом в Киеве. Смог ли он заработать деньги?
На собственном опыте: мой путь работы в такси.

В детстве я обычно представлял такси как желтый автомобиль с характерным конусом на крыше или коренастого мужчину за рулем "Ланоса" у выхода из вокзала. O tempora, o mores!

Сегодня рынок перевозок претерпел полное переосмысление под воздействием технологических изменений. Короткие телефонные номера для вызова такси, разговоры с водителями и русский шансон по радио почти исчезли. Теперь процесс вызова такси сводится к двум нажатиям на экране смартфона, а рынок занят несколькими крупными игроками.

<В то же время, работа в такси стала одним из самых доступных способов подработки для обладателей водительских прав. Популярные службы обещают доход до 50 тыс грн в месяц без особых обязательств. Водитель может создать профиль и удалить его в любое время.

ЭП решила на собственном опыте выяснить, сколько можно реально заработать или потерять, работая в такси.

Выбор сервиса

В 2023 году число водителей, сотрудничающих с агрегаторами такси, составило около 300 тысяч человек. Согласно данным дашборда Monobank, первое место на этом рынке занимают сервисы Uklon и Bolt. Бывший лидер - Uber - сейчас на третьем месте и продолжает терять позиции.

В комментарии ЭП представители Bolt отметили, что в приложении зарегистрировано более 100 тысяч активных водителей, в Uklon не ответили на запрос, но по последним данным, с сервисом работает более 80 тысяч водителей.

Комиссия Uklon и Bolt фиксированная в зависимости от города. Наибольшая она в Киеве - 23% и 25% от стоимости поездки соответственно.

Все три сервиса предлагают схожие функции и доход. Я случайным образом выбрал один из них.

Условия труда

Популярные службы не предоставляют услуги перевозки, а фактически выступают в роли посредников между пассажиром и самозанятым водителем.

Этот бизнес называется Райдшерингом (Ridesharing). Его основное отличие от классического такси заключается в том, что компания помогает водителю найти пассажира и наоборот. Ridesharing-компании (также известные как агрегаторы такси) начали "захватывать" рынки с 2010-х годов.

Поскольку агрегаторы такси не трудоустраивают водителей, всю ответственность за уплату налогов они возлагают на самих водителей. Более того, согласно договору о публичной оферте, Uklon и Bolt могут "сдать" водителя налоговой, предоставив ей всю информацию о его доходах.

Де-юре, если водители Uklon не зарегистрированы как физические лица-предприниматели (ФЛП), они должны ежегодно подавать декларацию о доходах, указывать объем заработанного за год и рассчитывать сумму налога: 18% с дохода физического лица и 5% военного сбора. Большинство водителей этого не делают.

Тем не менее, речь не только о налогах. Вся ответственность за поездку и пассажира лежит на водителе. Сервисы могут помочь в том или ином случае, но с повреждением автомобиля (если использовать собственный) и ущербом, причиненным пассажиром, в основном придется разбираться самостоятельно.

С другой стороны, работу водителя практически не регулируют: работать разрешено хоть один час, хоть 24 часа в сутки. Однако с 2023 года в Bolt время работы водителя могут ограничивать. При этом никто не запрещает менять сервисы в течение рабочего дня.

Забудьте слово "таксист"

Начать работу в такси, точнее, как "драйвер", проще, чем зарегистрировать ФЛП. От момента регистрации в самых популярных сервисах до получения первого заказа может пройти меньше суток.

Для регистрации нужен базовый набор документов: водительское удостоверение, индивидуальный налоговый номер, свидетельство о регистрации автомобиля, страховой полис и реквизиты для получения оплаты. Меня также попросили сделать фотографии автомобиля и его салона, а также загрузить личное фото.

Главный принцип водителя такси: меньше разговаривать и быстрее добраться до пункта назначения

Алгоритмы присвоили Ford Fusion 2015 года класс "комфорт", что позволяет получать более дорогие заказы. Приложение также предлагает указать дополнительные услуги: тишина в салоне, перевозка животных, знание английского языка, встреча пассажира с табличкой.

В агрегаторах такси на собственных автомобилях работает примерно 65-80% водителей, как рассказал ЭП руководитель направления такси в компании Bolt Сергей Павлик.

В последние годы система проверки водителей упростилась. Представителей райдшеринговых компаний не интересовало мое психологическое состояние, наличие протоколов по ст. 130 КУоАП (вождение в нетрезвом состоянии) или судимостей. Собеседование также не проводили, водительский стаж не спрашивали, хотя у меня он всего год: удостоверение до сих пор временное.

Такой подход контрастирует с тем временем, когда агрегаторы такси только начали появляться на украинском рынке. Например, стать водителем Uber в 2016 году мог только человек от 21 года, с тремя годами стажа, справкой об отсутствии судимости и лицензией на право перевозки пассажиров.

Кстати, сегодня ни Uklon, ни Bolt не требуют от водителя наличия лицензии на услуги автоперевозки, которая позволяет двигаться по полосе общественного транспорта. Однако в договоре с водителем компании возлагают на него ответственность за наличие такой лицензии.

<Более того, сервисы выделяют водителей с такой лицензией в отдельную категорию услуг, позиционируя их как более быстрый вариант поездки, хотя по закону такая лицензия должна быть у каждого таксиста.

В Госслужбе по вопросам безопасности на транспорте, которая выдает лицензии такси, отметили, что на начало 2025 года такой документ имели всего 9 629 граждан.

Однако какие могут быть претензии? При регистрации в приложении не указывается, что я устраиваюсь работать в такси.

Подготовка

Утром первого рабочего дня я был полон эмоций. Я чувствовал себя героем фильма "Таксист" режиссера Мартина Скорсезе и выбрал образ загадочного и стильного водителя. Параллельно с этим мне стало грустно от мысли о разочаровании моего дедушки, когда он узнает, в каких делах участвует его когда-то любимый Ford.

Впервые оказавшись на заправке в роли водителя такси, я встретил своего коллегу. Как оказалось, это одно из немногих мест, где водители могут пересекаться, обмениваться опытом и советами.

На АЗС водители такси могут пересечься, обменяться опытом и советами

Максим (имя изменено) работает в Uklon и Bolt более пяти месяцев, поэтому не спросить у него совета по первой поездке было бы большой ошибкой. Он гораздо лучше любого оператора объяснил мне функционал приложения. В Uklon и Bolt действует программа лояльности для водителей. По ней можно получить скидки на еду, детали для авто, автомойку и, что самое главное, - на топливо.</