четверг26 декабря 2024
mozgy.in.ua

Сети АЗС снизили цены на топливо, но всего на несколько дней. Что происходит?

Две недели назад украинцы стали свидетелями беспрецедентного события: некоторые сети АЗС неожиданно предложили своим клиентам скидки до 6 грн за литр топлива. Акция вызвала активное обсуждение среди экспертов: от традиционных разговоров о сверхприбылях трейдеров до призывов вернуть государственное регулирование цен на нефтепродукты. Через несколько дней скидки были отменены, однако "осадок остался".
Сети АЗС снизили цены на топливо, но всего на несколько дней. Что происходит?

Какова должна быть справедливая стоимость топлива? Сколько зарабатывают сети? Почему низкие цены продержались всего несколько дней и стоит ли ожидать снижения в будущем? Ответы на эти и другие вопросы – ниже.

Спешите, подешевело!

В субботу утром, 19 октября, лидер по продажам топлива на розничном рынке Украины, компания ОККО, запустила волну снижения цен на светлые нефтепродукты. На более чем 400 АЗС этой сети в течение двух дней стоимость бензина всех марок снизилась на 5 грн за литр, дизельного топлива – на 6 грн.

В тот же день новости о скидках начали поступать и от других сетей автозаправочных станций: WOG, KLO, UPG, Marshal, "БРСМ" также начали предлагать клиентам более выгодные цены на топливо.

Реклама:

Кто и зачем купил 245 бывших АЗС Коломойского? Интервью с владельцем компании-победителя аукциона

Временная акция завершилась 21 октября, когда стоимость топлива в большинстве сетей начала возвращаться к привычным уровням. Правда, некоторые компании немного снизили цены по сравнению с доакционной ценой. Например, ОККО недосчиталась 2 грн на литре бензина и 1 грн – на литре дизельного топлива.

Общая же ситуация изменилась несущественно: с 21 по 28 октября средняя стоимость бензина А-95 в стране снизилась на 32 коп.//

Почему сети предоставили скидки

Опрошенные эксперты и участники рынка сошлись во мнении относительно причин временного "ценопада".

"Сейчас очень плохо продается топливо для физических лиц. Глобальная причина – война, а если более детально – мобилизация (военнообязанные меньше перемещаются – ЕП). Поэтому то, что мы увидели со скидками, – это борьба за клиента", – считает аналитик консалтинговой компании "Нафторинок" Александр Сиренко.

"Рынок сужается, сезон активного потребления закончился, продажи падают. Чтобы разбудить потребителей, компании вводят такие акции", – добавляет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

С другой стороны, такое поведение участников рынка может свидетельствовать о значительном потенциале для снижения цен не только в рамках двухдневных акций, но и на постоянной основе.

"Рынок топлива работает с завышенной маржей, все цены завышены. Оптимальный маркер – дизельное топливо. В Измаиле оно стоит 39-40 гривен за литр, а на стеле ОККО – 54-55 гривен за литр. То есть разница составляет 15 гривен. В любом случае стандартная маржинальность выше 12 гривен у нас считается избыточной", – говорит основатель группы компаний Prime Дмитрий Леушкин.

Акционное снижение цен на АЗС подняло вопрос о реальной стоимости топлива
фото lenta.ua

По его словам, себестоимость пролива (включает в себя аренду, электричество, зарплаты, налоги – ЕП) одного литра сейчас составляет около 4 грн и еще 2 грн – логистика.

"Расходы в целом составляют около 6 гривен на литре бензина и дизельного топлива плюс скидки лояльным клиентам у каждой сети – это еще минус 3 гривны. Таким образом, при разнице в стоимости цен на границе и на стеле 15-16 гривен как минимум лишние три гривны прибыли в ценнике есть. Соответственно, эти 3 гривны есть у всех компаний", – добавляет Леушкин.

Почему сети не снижают цены на стелах, а ограничиваются скидками

По мнению Сиренко, последние акционные предложения сетей показали потенциал для снижения цен как минимум на 10% от текущих. "Это существенно. Это означает, что в них заложена избыточная надбавка", – говорит он.

Эксперт рынка нефтепродуктов Геннадий Рябцев считает, что последние акционные цены можно безболезненно установить и на стелах. Тем не менее, с большой вероятностью, никто этого делать не будет.

"У нас любят делать разовые акции вместо формирования длительных тенденций, потому что это ни к чему не обязывает. Трейдеры понимают: если они снизят, а потом ситуация на рынке изменится и придется снова повышать цены, то это привлечет к ним внимание властей. Для них проще сделать временные скидки", – добавляет Рябцев.

"Золотой стандарт" Терехова: как близкая к семье мэра Харькова фирма зарабатывает на рынке топлива

"Трейдеры – тоже люди, которые все понимают и считают деньги. То есть все знают, что лучше дать клиентам скидки, чем спешить снижать цены на стеле, поскольку многое может измениться.

Например, непонятно, подпишет ли президент закон о предоплате налога на прибыль АЗС. Верховная Рада приняла, а Зеленский еще не подписал – вопрос висит. Никто не знает, кто победит на выборах в США и как на это отреагируют рынки, что будет в конфликте Израиля и Ирана. То есть много вопросов без ответов, которые непосредственно влияют на рынок", – заявляет основатель группы компаний Prime.

По словам собеседников ЕП на рынке топлива, в настоящее время оптовые цены в Евросоюзе действительно снижаются, однако уже в ближайшее время ситуация может измениться.

"Во-первых, оптовые партии будут дорожать, в том числе из-за перехода на зимнее топливо. Во-вторых, объемы реализации в настоящее время падают, и эта тенденция продолжится. Наконец, вероятное обесценивание курса гривны ближе к концу года может сыграть свою роль", – предупреждает Рябцев.

Стоит ли возвращать государственное регулирование цен на топливо

На фоне новостей о скидках и избыточной марже сетей АЗС в экспертной среде снова зазвучал вопрос о целесообразности возвращения государственного регулирования цен на нефтепродукты.

Такой механизм впервые вводили в мае 2021 года и отменили после начала большой войны и развертывания кризиса в секторе. Суть механизма заключалась в том, что Кабмин на основе рыночных показателей расчитывал уровень максимальной надбавки на топливо и доводил эти цифры до сетей АЗС.

Основной целью такого шага</