Какова должна быть справедливая стоимость топлива? Сколько зарабатывают сети? Почему низкие цены продержались всего несколько дней и стоит ли ожидать снижения в будущем? Ответы на эти и другие вопросы – ниже.
В субботу утром, 19 октября, лидер по продажам топлива на розничном рынке Украины, компания ОККО, запустила волну снижения цен на светлые нефтепродукты. На более чем 400 АЗС этой сети в течение двух дней стоимость бензина всех марок снизилась на 5 грн за литр, дизельного топлива – на 6 грн.
В тот же день новости о скидках начали поступать и от других сетей автозаправочных станций: WOG, KLO, UPG, Marshal, "БРСМ" также начали предлагать клиентам более выгодные цены на топливо.
Временная акция завершилась 21 октября, когда стоимость топлива в большинстве сетей начала возвращаться к привычным уровням. Правда, некоторые компании немного снизили цены по сравнению с доакционной ценой. Например, ОККО недосчиталась 2 грн на литре бензина и 1 грн – на литре дизельного топлива.
Общая же ситуация изменилась несущественно: с 21 по 28 октября средняя стоимость бензина А-95 в стране снизилась на 32 коп.//
Опрошенные эксперты и участники рынка сошлись во мнении относительно причин временного "ценопада".
"Сейчас очень плохо продается топливо для физических лиц. Глобальная причина – война, а если более детально – мобилизация (военнообязанные меньше перемещаются – ЕП). Поэтому то, что мы увидели со скидками, – это борьба за клиента", – считает аналитик консалтинговой компании "Нафторинок" Александр Сиренко.
"Рынок сужается, сезон активного потребления закончился, продажи падают. Чтобы разбудить потребителей, компании вводят такие акции", – добавляет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
С другой стороны, такое поведение участников рынка может свидетельствовать о значительном потенциале для снижения цен не только в рамках двухдневных акций, но и на постоянной основе.
"Рынок топлива работает с завышенной маржей, все цены завышены. Оптимальный маркер – дизельное топливо. В Измаиле оно стоит 39-40 гривен за литр, а на стеле ОККО – 54-55 гривен за литр. То есть разница составляет 15 гривен. В любом случае стандартная маржинальность выше 12 гривен у нас считается избыточной", – говорит основатель группы компаний Prime Дмитрий Леушкин.
По его словам, себестоимость пролива (включает в себя аренду, электричество, зарплаты, налоги – ЕП) одного литра сейчас составляет около 4 грн и еще 2 грн – логистика.
"Расходы в целом составляют около 6 гривен на литре бензина и дизельного топлива плюс скидки лояльным клиентам у каждой сети – это еще минус 3 гривны. Таким образом, при разнице в стоимости цен на границе и на стеле 15-16 гривен как минимум лишние три гривны прибыли в ценнике есть. Соответственно, эти 3 гривны есть у всех компаний", – добавляет Леушкин.
По мнению Сиренко, последние акционные предложения сетей показали потенциал для снижения цен как минимум на 10% от текущих. "Это существенно. Это означает, что в них заложена избыточная надбавка", – говорит он.
Эксперт рынка нефтепродуктов Геннадий Рябцев считает, что последние акционные цены можно безболезненно установить и на стелах. Тем не менее, с большой вероятностью, никто этого делать не будет.
"У нас любят делать разовые акции вместо формирования длительных тенденций, потому что это ни к чему не обязывает. Трейдеры понимают: если они снизят, а потом ситуация на рынке изменится и придется снова повышать цены, то это привлечет к ним внимание властей. Для них проще сделать временные скидки", – добавляет Рябцев.
"Трейдеры – тоже люди, которые все понимают и считают деньги. То есть все знают, что лучше дать клиентам скидки, чем спешить снижать цены на стеле, поскольку многое может измениться.
Например, непонятно, подпишет ли президент закон о предоплате налога на прибыль АЗС. Верховная Рада приняла, а Зеленский еще не подписал – вопрос висит. Никто не знает, кто победит на выборах в США и как на это отреагируют рынки, что будет в конфликте Израиля и Ирана. То есть много вопросов без ответов, которые непосредственно влияют на рынок", – заявляет основатель группы компаний Prime.
По словам собеседников ЕП на рынке топлива, в настоящее время оптовые цены в Евросоюзе действительно снижаются, однако уже в ближайшее время ситуация может измениться.
"Во-первых, оптовые партии будут дорожать, в том числе из-за перехода на зимнее топливо. Во-вторых, объемы реализации в настоящее время падают, и эта тенденция продолжится. Наконец, вероятное обесценивание курса гривны ближе к концу года может сыграть свою роль", – предупреждает Рябцев.
На фоне новостей о скидках и избыточной марже сетей АЗС в экспертной среде снова зазвучал вопрос о целесообразности возвращения государственного регулирования цен на нефтепродукты.
Такой механизм впервые вводили в мае 2021 года и отменили после начала большой войны и развертывания кризиса в секторе. Суть механизма заключалась в том, что Кабмин на основе рыночных показателей расчитывал уровень максимальной надбавки на топливо и доводил эти цифры до сетей АЗС.
Основной целью такого шага</