Государство контролирует 800 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель. Это немного меньше, чем площадь Кипра. Управляют этими землями иногда необычные государственные учреждения.
Хотя Национальная академия аграрных наук (НААН) и Фонд государственного имущества (ФГИУ) выглядят разумными распорядителями таких активов, Министерство юстиции через пенитенциарную систему — нет. До недавнего времени пять процентов всех государственных сельскохозяйственных земель было в собственности Государственной уголовно-исполнительной службы (ГКВСУ), ранее известной как Пенитенциарная служба.
Согласно замыслу и советской "традиции", на этих землях заключенные должны были выращивать продукты для себя. Однако на протяжении лет независимости чиновники, представители власти и должностные лица государственных предприятий (ГП) создавали схемы по передаче пенитенциарных земель в обработку частным компаниям, что приводило к хроническим убыткам для государства.
В 2023 году на базе ФГИУ начали формировать так называемый Земельный банк — учреждение, которое должно получить от непрофильных ведомств сельхозземли для дальнейшей прозрачной передачи их в субаренду. Летом 2024 года очередь дошла и до земель "пенитенциарки".
Тем не менее, на государственной земле продолжают зарабатывать и по сей день. ЭП удалось выяснить, кто этим занимается.
Во времена советской оккупации исправительные колонии и другие учреждения исполнения наказаний получали участки рядом со своими комплексами для выращивания сельскохозяйственной продукции с помощью заключенных.
Эта практика продолжилась и после 1991 года: Минюст создал множество госпредприятий при тюрьмах, которые получили право постоянного пользования земельными участками. Заключенные за не тяжкие преступления обрабатывали эти земли и выращивали на них различные продукты. Затем ГП продавали их в учреждения исполнения наказаний.
Учитывая, что не вся земля была учтена и внесена в кадастр, открывалось широкое поле для злоупотреблений. Очень быстро руководители сельскохозяйственных госпредприятий при колониях, местные аграрные бизнесмены и сотрудники силовых органов поняли, что на этом можно зарабатывать.
Сдавать землю в прозрачную аренду через аукционы было запрещено законодательством. Как и в случае с другими государственными землями, которые госпредприятия использовали на праве постоянного пользования (фактически, дешевой пожизненной аренды), сдача их в субаренду также была под запретом.
Обойти запрет позволяли соглашения с частными структурами, такие как договор о разделе прибыли, совместной обработке земель, предоставлении услуг и тому подобное. Эти соглашения являются непубличными и, как правило, содержат заниженные цены на продукцию, поэтому в итоге ГП от таких сделок не зарабатывают, а затем теряет и государство.