пятница27 декабря 2024
mozgy.in.ua

Депутаты, предприниматели и местные "князьки" — кто извлекает прибыль из тюремных земель?

Криминальные лидеры, парламентарии и "феодалы" наживаются на землях государственной пенитенциарной системы, зарабатывая десятки миллионов гривен. Как организованы эти сделки?
Депутаты, предприниматели и местные "князьки" — кто извлекает прибыль из тюремных земель?

Государство контролирует 800 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель. Это немного меньше, чем площадь Кипра. Управляют этими землями иногда необычные государственные учреждения.

Хотя Национальная академия аграрных наук (НААН) и Фонд государственного имущества (ФГИУ) выглядят разумными распорядителями таких активов, Министерство юстиции через пенитенциарную систему — нет. До недавнего времени пять процентов всех государственных сельскохозяйственных земель было в собственности Государственной уголовно-исполнительной службы (ГКВСУ), ранее известной как Пенитенциарная служба.

Согласно замыслу и советской "традиции", на этих землях заключенные должны были выращивать продукты для себя. Однако на протяжении лет независимости чиновники, представители власти и должностные лица государственных предприятий (ГП) создавали схемы по передаче пенитенциарных земель в обработку частным компаниям, что приводило к хроническим убыткам для государства.

В 2023 году на базе ФГИУ начали формировать так называемый Земельный банк — учреждение, которое должно получить от непрофильных ведомств сельхозземли для дальнейшей прозрачной передачи их в субаренду. Летом 2024 года очередь дошла и до земель "пенитенциарки".

Тем не менее, на государственной земле продолжают зарабатывать и по сей день. ЭП удалось выяснить, кто этим занимается.

Зачем Минюсту сельскохозяйственные земли

Во времена советской оккупации исправительные колонии и другие учреждения исполнения наказаний получали участки рядом со своими комплексами для выращивания сельскохозяйственной продукции с помощью заключенных.

Эта практика продолжилась и после 1991 года: Минюст создал множество госпредприятий при тюрьмах, которые получили право постоянного пользования земельными участками. Заключенные за не тяжкие преступления обрабатывали эти земли и выращивали на них различные продукты. Затем ГП продавали их в учреждения исполнения наказаний.

Учитывая, что не вся земля была учтена и внесена в кадастр, открывалось широкое поле для злоупотреблений. Очень быстро руководители сельскохозяйственных госпредприятий при колониях, местные аграрные бизнесмены и сотрудники силовых органов поняли, что на этом можно зарабатывать.

Сдавать землю в прозрачную аренду через аукционы было запрещено законодательством. Как и в случае с другими государственными землями, которые госпредприятия использовали на праве постоянного пользования (фактически, дешевой пожизненной аренды), сдача их в субаренду также была под запретом.

Обойти запрет позволяли соглашения с частными структурами, такие как договор о разделе прибыли, совместной обработке земель, предоставлении услуг и тому подобное. Эти соглашения являются непубличными и, как правило, содержат заниженные цены на продукцию, поэтому в итоге ГП от таких сделок не зарабатывают, а затем теряет и государство.