Президент Владимир Зеленский дал указание на производство трех тысяч крылатых ракет в 2025 году. Несмотря на то, что прошлогоднее сверхзадание от главы государства - изготовление одного миллиона FPV-дронов - было выполнено с значительным опережением графика, ситуация с крылатыми ракетами, на первый взгляд, кажется совершенно нереалистичной.
Даже в советское время отечественные предприятия не были известны производством крупных крылатых ракет, за исключением Харьковского авиационного завода, который давно утратил эти технологии. В Украине существует разработка крылатой ракеты "Нептун", над которой работает конструкторское бюро "Луч", но пока речь о больших объемах ее производства не идет.
На самом деле, создание трех тысяч ракет за год возможно. Есть лишь один нюанс - они будут небольшими.
Пока россияне увеличивают размеры ракет, строя известные "Орешники", Украина продолжает развивать технологию дальнобойных дронов, делая их быстрее, точнее и мощнее.
Именно из стремления усовершенствовать беспилотники-камикадзе украинские инженеры создали нечто среднее между дронами и ракетами. Новое оружие займет нишу дальнобойных дронов, но наличие реактивного двигателя и более развитой системы наведения позволяет называть его ракетой.
Украинские предприятия уже серийно производят их и готовятся к значительному увеличению объемов производства.
Вопрос, как именно обозначать небольшие крылатые ракеты, вызывает споры не только в Украине. "Но это ракета или беспилотник?", - начинается статья в американском журнале The Warzone, где рассматривается концепция маленьких дешевых ракет, способных поражать цели на сотни миль.
В Украине за такими изделиями утвердилось название "дроны-ракеты", так как именно так президент представил ракету "Паляница" на День независимости в этом году.
Из доступных источников известно, что "Паляница" обладает боевой частью весом около 100 кг - это вчетверо меньше, чем у российских "Калибров". В то же время, это в 2-4 раза больше, чем обычно несут украинские дальнобойные дроны.
В начале декабря презентовали другую ракету - "Пекло". Она имеет значительно меньшую боевую часть, чем "Паляница", что делает ее очень похожей на дрон-камикадзе. Однако она способна лететь со скоростью до 700 км/ч, в то время как обычные дроны - 150-200 км/ч. По мнению одного из разработчиков "Ада", с чисто технической точки зрения, беспилотник становится крылатой ракетой благодаря наличию реактивного двигателя.
В каком-то смысле название "дроны-ракеты" вполне оправдано. Когда речь заходит о крылатых ракетах, украинцы обычно думают о российских, которые несут боевой заряд в 400 кг и более, движутся со скоростью около 1000 км/ч и имеют несколько систем наведения на цель.
В то же время дроны-камикадзе движутся медленно, имеют в десять раз меньшую боевую часть и менее развитую навигацию. А небольшие крылатые ракеты представляют собой нечто среднее.
Малые крылатые ракеты - новая глава в войне беспилотников. С конца 2022 года Украина и Россия обменялись тысячами ударами дальнобойными дронами и с тех пор постоянно улучшают свои технологии.
Оккупанты стремятся сделать дроны-камикадзе более массовыми и дешевыми, используя свои "Шахеды" и "Герберы" для истощения украинской ПВО, чтобы затем нанести удары большими ракетами. Украина имеет ограниченное количество крупных ракет, поэтому беспилотники остаются нашим главным средством поражения объектов в тылу врага.
Уничтожение беспилотниками российских объектов на расстоянии нескольких сотен километров от границы стало обыденностью, однако россияне быстро обучаются и все чаще сбивают украинские дроны. Инженеры начали искать способы усовершенствования конструкции БПЛА, чтобы продолжать уничтожать склады и нефтебазы в РФ.
Перед заводами возникло несколько вызовов.
Первый - увеличить вероятность преодоления беспилотником нескольких линий обороны вдоль фронта, где сосредоточены вражеские системы ПВО. Украинские дроны-камикадзе с электромоторами и двигателями внутреннего сгорания движутся медленно, поэтому россияне научились сбивать их из стрелкового оружия или зенитных орудий.
Второе - повысить точность. Не имея возможности использовать что-то тяжелое, операторы дронов вынуждены выявлять слабые места у российских объектов: трансформаторы, склады компонентов, установки первичной переработки нефти и так далее. Точно попасть по ним - сложная задача.
Третий - увеличить силу удара. Стандартная боевую часть в 20-50 килограммов часто оказывается недостаточной, чтобы пробить защиту объектов и нанести серьезный урон врагу.
Чтобы решить все эти задачи, украинским инженерам необходимо установить на дроны реактивные двигатели, добавить альтернативные системы наведения и увеличить боевую часть.
Совершенствование дронов продолжается, однако платформа беспилотника постепенно достигает предела своих возможностей. Поэтому параллельно с этим украинские конструкторы взялись за разработку новых изделий - небольших крылатых ракет, что позволит отечественному дальнобойному оружию выйти на качественно новый технологический уровень.
ЭП пообщалась с разработчиками ракеты "Ад". Название компании останется в секрете по соображениям безопасности.
Идея создания ракеты появилась после консультации с военными. Операторы БПЛА просили разработать "что-то" относительно дешевое, с небольшой боевой частью и возможностью запускать на несколько сотен километров в тыл врага.
О реактивном двигателе военные не просили, его установка была инициативой самих конструкторов. В августе 2023 года компания сформулировала техническое задание и разработала первые эскизы. С этого момента начался сложный процесс разработки и испытаний.
Программа разработки длилась год, финансировалась за счет самого производителя и стоила ему несколько миллионов долларов.
Один из конструкторов рассказал, что первой задачей было решить вопрос запуска ракеты: прежде чем полететь к врагу, она должна получить первый импульс. Украинские беспилотники обычно запускаются с катапульты или с взлетной полосы, но с крылатыми ракетами это невозможно из-за их технических особенностей. Обычно крылатые ракеты запускают с самолетов, кораблей или специализированных наземных пусковых установок.
Способ запуска ракеты "Ад" пока не раскрывают из соображений безопасности. Однако в ходе дальнейшей разработки компания план